Наверняка многие заметили, что практически все мотоциклы на которые поворачивается наша голова- имеют вилки перевернутого типа. Конечно же не исключением и мотоциклы которые используют гонщики MotoGP или Париж-Дакар.
Чем же обусловлено использование именно вилок перевертышей?
Перевертыш — вилки у которых более толстые трубы (штаны) находятся у рулевой трубы, а более тонкие (ноги) удерживают колесо.
1. Жесткость и прочность.
Как бы не грешили на отсутствие жесткости у перевертышей, в большинстве своём — их общая жесткость выше. Общая жесткость вилки определяется как сумма боковой, фронтальной и торсионной жесткости. Боковая жесткость важна при заходе в поворот (наклоняем байк), фронтальная — при торможении, и торсионная (на изгиб) при попадании на препятствия (скользкие камни) или при повороте руля.
Среди прочих трех, в основном у перевертышей страдает торсионная жесткость (на скручивание). Однако боковая и фронтальная повышаются. Это обусловлено наличием более толстой трубы в месте концентрации нагрузки — сразу под рулевым стаканом. Этот же фактор определяет прочность. Именно поэтому в мотоциклетных вилках используют в основном перевертыши.
2. Подрессоренная/неподрессоренная масса.
К неподресcоренной массе можно отнести колесо и ноги (в случае перевертыша) и некоторые детали демпфера. К подрессоренной массе относится всё, что находится выше подвески. Штаны ( в случае перевертыша) велосипед и райдер.
Соотношение неподрессоренной к подрессоренной массе имеет огромное значение для работы подвески. Чем меньше вес неподрессоренной массы и чем больше вес подрессоренной, тем лучше срабатывает подвеска. Отсюда можно сделать вывод, что для хорошей работы подвески стоит или увеличивать кратно подрессоренную массу, или уменьшать неподрессоренную. Для примера, в обычном мтб велосипеде чтоб достичь одних и тех же показателей, необходимо увеличить вес велосипеда или райдера более чем на 10 кг, или же уменьшить вес колеса и ноги вилки (в случае с перевертышем) на 200 грамм. Как мы видим, каждый грамм экономии на неподрессоренной массе, будет существенно влиять на работу подвески. И если в мотоциклетных вилках ноги порою тяжелее штанин, то к примеру у Lefty и RS-1, наоборот.
3. Смазка
Масло в обычных вилках постоянно стекает вниз. Даже при внушительных трясках не в полной мере попадает под бушинги к поролоновым колечкам, что увеличивает трение. В вилках перевертышах масляная ванна находится над нижними бушингами и позволяет лучше смазывать ноги.
4. Меньше деталей.
Как правило перевертыши имеют меньшее количество деталей. Что увеличивает не только прочность и жесткость, но и теоретически уменьшает вес. Но к сожалению, это пока что в теории.
Так почему же, в велоиндустрии перевертыши не захватили рынок?
- Как правило конструкция крепления колеса немногим сложнее. (Прим.: RS-1 — ноги не только вращаются вокруг оси, но и при снятии колеса находятся на разном уровне, что усложняет процесс установки колеса)
- Торсионная жесткость. Многих пугает малая торсионная жесткость. Такая конструкция не предусматривает наличие перемычки — гориллы (бустер) которая увеличивает торсионную жесткость. Однако отсутствие перегородки увеличивает грязевой зазор.
3. Лень производителей?
А какие профиты и минусы знаете вы?